• Корзина пуста.

2 глобальных способа создания мелодии

Сегодня начну с вопроса: сколько способов создания мелодии вы знаете?

Забросим этот вопрос в глубины вашего подсознания и, пока оно генерирует правильный ответ, я расскажу о своем взгляде на эту проблему.

До определенного момента времени, я не понимал по каким законам пишется мелодия. Казалось, что если в гармонии все понятно, есть тоника, субдоминанта, доминанта. Во фразировке — есть мотив, фраза, предложения, то в мелодии все слишком сложно.

Как структурировать мелодию?

Как любой музыкант, который хочет сочинять музыки или песни я искал какую либо систему, которая позволила бы сочинять и импровизировать мелодии.

Сегодня я уже и не вспомню каким образом возникла первая композиционная «система», но я отчетливо помню ее принцип.

И помню его по одной простой причине — он был очень примитивен.

Так как на уроках сольфеджио изучались ладовые закономерности, а большинство мелодий, который я знал были написаны в одной тональности, то легко родился принцип: тональность и лад = звуки мелодии.

Этот первый шаг позволил на примитивном уровне понять, какие ноты можно использовать, а какие нет.

Конечно же у меня не было никакой привязки к гармонии, я понятия не имел как использовать оставшиеся 5 звуков (12 — 7 звуков лада). Но в любом случае первый шаг был сделан.

Так я начал познавать ладовую природу мелодии.

В принципе данный подход неплохо работает в музыке, где мало аккордов. Ведь если играть в рамках одного лада на 3 базовых аккорда, то в целом все звуки будут подходить для мелодической линии.

Следующий шаг был познанием связи между аккордом и ладом, то есть это тот же принцип, но при котором каждый аккорд становится временной тоникой.

Затем я узнал об интонационности, вертикали и горизонтали, модально организации, шаблонах мелодического движения и т. д.
В целом, если попробовать упростить, то можно свести все подходы в создании мелодии к двум.

Это опора на лад и опора на гармонию.

В первом случае создается мелодия на основе ладовых тяготений, интонации, индивидуальных ритмических рисунков, а затем гармонизуется аккордами.

Во втором подходе композитор, как бы извлекает мелодию из гармонии.

Учитывая тот факт, что сегодня музыка на 95 процентов опирается на гармонию, то очевидно, что этот способ является преобладающим.

Уточню, что здесь подразумевается не примитивный подход типа создайте 4 аккордовую последовательность и сочиняйте на нее мелодию.

Это скорее парадигма мышления, в которой вы можете сочинить мелодию с опорой на одну гармонию, а затем гармонизовать другой.

Так как взаимодействие мелодии с аккордами всегда звучит предсказуемо, то композитор уже заранее может знать, как получить то или иное звучание.

До сих помню те слуховые ощущения, которые нашел при изучении приема задержания. И хотя точно не помню, но почему то уверен, что это было что то из Metallica.
В современной музыке это один из самых популярных приемов, что связано с простотой использования. И конечно же некоторое время я вставлял задержания везде где только возможно 🙂

Так я открыл для себя мир неаккордовых звуков, который постигаю до сих пор, так как это бесконечный поиск.

В мелодии, которая опирается на гармонию есть 2 вида звуков: аккордовые и неаккордовые.

Привлекательность этого подхода в том, что здесь на любой аккорд можно подставить любой из 12 звуков, при этом часто использование звуков подчиняется строгим законам, что очень полезно для начинающих композиторов.

В отличие от опоры на лад, здесь вам не нужно думать о гаммах, ступенях и т.д. (Хотя конечно нужно, но не в такой степени).

По сути, используя эту концепцию, мы можем прийти к парадоксальному и математическому выводу — любая мелодия в каждый конкретный момент музыкального времени может задействовать всего 2 категории звуков:

Аккордовый звук
Неаккордовый

Также есть еще категория смешанных звуков, но о ней я сегодня говорить не буду.

Такой подход, несмотря на кажущуюся простоту, имеет очень важное преимущество — он дает контроль и границы.

Вместо бесконечного числа звуков у вас остается только 2 позиции из которых нужно выбрать. При это чем больше звуков уже выбрано, тем меньше вариантов остается.

При этом подчеркну, что это не математический подход к композиции — это всего лишь элемент системы.

Если у музыканта нет вкуса, то никакая система ему не поможет.

Здесь же мы говорим о одном из вариантов опоры, который значительно облегчает рутинную композиционную работу. Такую как, создание партий для инструментов, сочинение подголосков, аранжировка бэк-вокалов и т.д. Вплоть до создания оригинальной мелодии.

Можно сказать, что техника неаккордовых звуков это своеобразная музыкальная палочка-выручалочка, которая позволяет создавать музыку буквально из воздуха.

И конечно же, очевидно, что любой современный музыкант не сможет обойтись без этого…

18.04.2023

0 комментарий (-ев) к статье "2 глобальных способа создания мелодии"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture