Основы полиритмии

Полиритмия 

— сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера).Также полиритмия характерезуется как отсутсвием единой мельчайшей длительности ( например восьмая или шестнадцатая)  в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической,так и в народной музыке.Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.

В академической музыке полиритмия всегда опирается на заданный размер и через определенные промежутки неравные фигуры совпадают. В народной музыке(например, в африканской или индийской) как правило сильные доли каждого ритма немного отстают или находятся ранее математической доли.

Явление полиритмии очень характерно для современной музыки.Основная джазовая пульсация «свинг» —  это полиритмия. Поскольку в результате наложения свинговой триоли на ровный четвертной рисунок баса возникает ощущение классического  размера 12/8.Тем не менне основная задача джазового музыканта перебороть стремление к выравниванию размера и создать звучание приближенное к народной полиритмии.

Самый простой пример — это гимеола( один из самых распространненых вариантов полиритмии).Гемиола это наложение двухдольности на триольность.при чем гемиола можете создавать полиритм по отношению к заданой пульсации в том же голосе.

Сначала слух привыкает  к трехдольной пульсации,которая затем с помощью смешения акцентов превращается в двух дольную.Однако слух поинерции воспринимает эту двух дольность в трехдольном размере в результате чего и возникает полиритмическое звучание.

Тот же пример, но с сохранением  размера в другом голосе:

Совмещение пульсации на 2 и 3 — самый простой и распространненый способ создания полиритмии.Возможно,например,наложение четвертных триолей на ровные четверти или восьмые:

Во втором такте образуется вид полиритмии 4 на 3.
Еще пример полиритмии 4 на 3

Четырехдольные акценты в триольной линии:

Также возможно обратное сочетание — наложение трехдольных акцентов на шестнадцатые:

Один из популярных в джазе приемов наложение четверти с точкой на 4хдольный метр:

Это наиболее простые типы полиритмов.
Более сложные варианты полиритмии образуются при сочетании пяти- и семидольных пульсаций.

Один из интереснейших примеров — это наложение пятидольных акцентов на триольную и 4хдольную пульсацию:


Обратите внимание, что и в том и другом размере совпадение долей происходит через количество тактов равное выдерживаемой длительности(в нашем случае это 5).
Это важная закономерность полиритмии,которая основана на возможной обратимости любой полиритмии в аналогичную в другом метре.Пример с 16ми можно записать как квинтоли или размер 5/16.

Практические приемы освоения полиритмических ритмов.

Некоторые полиритмы просты для освоения и восприятия поскольку базируются на математическом совпадении долей и легко просчитываются(например, гемиола или 4 на 3).Другие же основаны на независимом восприятии каждого отдельного ритма и неделимы(например, септоли 16 на четвертные триоли).Для освоения любого типа полиритмии необходимо добиваться независимости(рук,рук и голоса,ног и рук и т.д в зависимости от инструмента).

Лучши всего здесь ориентироваться на певцов,которые играют на каком-либо инструменте.

Часто можно увидеть или услышать как советуют просчитывать совпадение долей и и т.д.

Однако никому в голову не прийдет просчитывать при пении,на какой слог какой аккорд попадает.

Проше всего запомнить каждую партию в отдельности и довести до автоматизма,а затем начинать соединять.Как показывает практика лучше всего соединять ритмы в полиритм в исходном или близком к исходному темпе.Если темп будет медленным,то слух начнет концентрироваться на совпадении долей и вся ритмика разрушиться.Поэтому главный принцип научиться слышать линии отдельно.

Однако поскольку слух имеет свойство четко слушать и воспринимать только три независимые линии,то при добавлении четвертой необходимо сгрупировать какие-либо два усвоенные в один.

Позже мы еще поговрим о таких понятиях как смешение,ритмическая модуляция,ритмичекие модусы и т.д.

А пока  осваивайте искусство полиритмичной игры.

»crosslinked«

2 thoughts on “Основы полиритмии

  1. чувак, благодар те за инфу, давно тяготею к математическому ритму, вот кое-чо узнал. я оказываеца гимеольную штуку использовал в своём триольном ритме, хотя не понятно для чего двушки в триолях достойны отдельного названия, если очевидно, что именно они образуют смещения ритм-блоков. но всё равно круто, прогресс в массы сми-деградантов )

Добавить комментарий