Основы полиритмии

Полиритмия 

— сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера). Также полиритмия характеризуется отсутствием единой мельчайшей длительности (например, восьмая или шестнадцатая)  в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической, так и в народной музыке. Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.

В академической музыке полиритмия всегда опирается на заданный размер и через определенные промежутки неравные фигуры совпадают. В народной музыке (например, в африканской или индийской), как правило, сильные доли каждого ритма немного отстают или находятся ранее математической доли.

Явление полиритмии очень характерно для современной музыки. Основная джазовая пульсация «свинг» —  это полиритмия. Поскольку в результате наложения свинговой триоли на ровный четвертной рисунок баса возникает ощущение классического  размера 12/8. Тем не менее, основная задача джазового музыканта перебороть стремление к выравниванию размера и создать звучание приближенное к народной полиритмии.

Самый простой пример — это гемиола (один из самых распространенных вариантов полиритмии). Гемиола это наложение двухдольности на триольность. При чем гемиола может создавать полиритм по отношению к заданной пульсации в том же голосе.

Сначала слух привыкает  к трехдольной пульсации,которая затем с помощью смешения акцентов превращается в двух дольную.Однако слух по инерции воспринимает эту двухдольность в трехдольном размере в результате чего и возникает полиритмическое звучание.

Тот же пример, но с сохранением  размера в другом голосе:

Совмещение пульсации на 2 и 3 — самый простой и распространенный способ создания полиритмии. Возможно, наложение четвертных триолей на ровные четверти или восьмые:

Во втором такте образуется вид полиритмии 4 на 3.
Еще пример полиритмии 4 на 3

Четырехдольные акценты в триольной линии:

Также возможно обратное сочетание — наложение трехдольных акцентов на шестнадцатые:

Один из популярных в джазе приемов наложение четверти с точкой на 4-х дольный метр:

Это наиболее простые типы полиритмов.
Более сложные варианты полиритмии образуются при сочетании пяти- и семидольных пульсаций.

Один из интереснейших примеров — это наложение пятидольных акцентов на триольную и 4хдольную пульсацию:


Обратите внимание, что и в том и другом размере совпадение долей происходит через количество тактов равное выдерживаемой длительности (в нашем случае это 5).
Это важная закономерность полиритмии,которая основана на возможной обратимости любой полиритмии в аналогичную в другом метре. Пример с 16-ми можно записать как квинтоли или размер 5/16.

Практические приемы освоения полиритмических ритмов.

Некоторые полиритмы просты для освоения и восприятия поскольку базируются на математическом совпадении долей и легко просчитываются (например, гемиола или 4 на 3). Другие же основаны на независимом восприятии каждого отдельного ритма и неделимы (например, септоли 16 на четвертные триоли). Для освоения любого типа полиритмии необходимо добиваться независимости (рук, рук и голоса, ног и рук и т.д в зависимости от инструмента).

Лучше всего здесь ориентироваться на певцов, которые играют на каком-либо инструменте.

Часто можно увидеть или услышать как советуют просчитывать совпадение долей и и т.д.

Однако никому в голову не придет просчитывать при пении, на какой слог какой аккорд попадает.

Проще всего запомнить каждую партию в отдельности и довести до автоматизма, а затем начинать соединять. Как показывает практика, лучше всего соединять ритмы в полиритм в исходном или близком к исходному темпе. Если темп будет медленным, то слух начнет концентрироваться на совпадении долей и вся ритмика разрушиться. Поэтому главный принцип научиться слышать линии отдельно.

Однако поскольку слух имеет свойство четко слушать и воспринимать только три независимые линии,то при добавлении четвертой необходимо сгруппировать какие-либо два усвоенные в один.

Позже мы еще поговорим о таких понятиях как смешение, ритмическая модуляция, ритмические модусы и т.д.

А пока осваивайте искусство полиритмичной игры.

2 высказываний к “Основы полиритмии

  1. чувак, благодар те за инфу, давно тяготею к математическому ритму, вот кое-чо узнал. я оказываеца гимеольную штуку использовал в своём триольном ритме, хотя не понятно для чего двушки в триолях достойны отдельного названия, если очевидно, что именно они образуют смещения ритм-блоков. но всё равно круто, прогресс в массы сми-деградантов )

Добавить комментарий