Хроматика

Последовательность из 12 полутонов не имеющая тонального центра называется хроматической гаммой.

Термин хроматика означает цвет, что может подразумеваться, как палитра художника.

Хроматическая гамма имеет несколько различных разновидностей и существует в самых различных музыкальных системах.

Развитие хроматики идет от диатоники к гемитонике (система из 12 равных полутонов).

Между этими двумя крайними системами находятся 6 разновидностей хроматики (классификация В.М.Барского).
1. Модуляционная хроматика


Возникает в местах постепенной смены тональности. В результате активного модулирования в мелодики по сути образуется хроматическая гамма,однако если проанализировать функции ступеней, то становится понятно, что это смешение двух диатоник (например, при модуляции из C в C# будут задействованы 12 нот, но слух будет воспринимать это движение только внутри тональности). Поэтому модуляционная хроматика считается наименьшим проявлением хроматизации.
2. Субсистемная хроматика

Ее типичное проявление в отклонениях. По способу образования субсистемная хроматика близка модуляционнной и также характеризуется появлением нового звукоряда в другой тональной области. Очень часто признаками субсистемной хроматики являются разного рода гармонические отклонения (например I-I7 или V - IVm)
3. Вводотоновая (вводная) хроматика
В отличии от двух предыдущих типов хроматики, основанных на смешении диатоник в данном типе начинает проявляться чистое хроматическое начало. Каждый звук диатоники обрастает вводными тонами.

В вводотоновой системе каждый хроматический звук рассматривается как неустойчивый, требующий разрешения полутоновым шагом. Такое взаимодействие диатоники и хроматики усиливает роль определённых тонов.

По сути, вводотоновость является основой тональной системы, поскольку, например, минор всегда имеет вводный тон к первой ступени (гармонический минор), что нарушает диатоничность системы.
4. Альтерационная хроматика (хроматическое видоизменение звука или аккорда)
Отличается от вводотоновой тем, что первая использует в качестве основы диатонический полутон, альтерационная хроматический полутон. Альтерация не подразумевает разрешения хроматического звука в близлежащий диатонический. В альтерационной хроматике образуются всевозможные необычные аккорды с повышенными тониками, пониженными квинтами, которые могут не разрешаться или двигаться по кругу и т.д.
5. Микстовая хроматика ( от mix смещивание)
Подразумевает смещение разных диатонических ладов при котором образуется псевдохроматическая гамма. Пример получения микстовой хроматики из блюзовых ладов я приводил в статье трансформация блюзовой гаммы.

В плане гармонии смешение идет на уровне однотерцовых, одноименных тональностей, проникновение мажора в минор и наоброт.

Вплоть до хроматической гармонической системы. Необходимо понимать, что в любом случае такая хроматика трактуется, как расширенная диатоника в отличии, например, от додекафонии, где ступени трактуются как гемитоничные.

6. Автономная или натуральная хроматика

Основана на 12 полутоновости системы. В этой системе все звуки равны. Используется в додекафонии и прочих атональных стилях. Отсутствует понятие ступеней и функций.

Соответственно 6 типам хроматики существуют 6 способов записи хроматической гаммы.

Однако приемлемыми с точки зрения музыкальной практики являются только 2.

Первый способ запись хроматических ступеней в зависимости от их функции и близости к исходной тональности.

Например, ноту находящуюся между C и D в До мажоре логичнее записать как C#, а не Db поскольку C# присутствует в тональности Dm которая является родственной (первая степень родства).

А для C минора ту же ступень логичнее записать, как Db поскольку она есть в Fm, тональности первой степени родства. Такая запись позволяет  отражать гармонические и функциональные связи хроматических тонов с диатоническими и способствует правильному восприятию музыки при чтении с листа.

Таким способом запишем мажорную и минорную гаммы

Второй способ это повышений всех ступеней вверх и понижение при движении вниз. В данном случае нет ни мажорности ни минорности.

Применение хроматической гаммы.

При обыгрывании аккордов хроматическая гамма может применяться самыми различными способами. Самыми распространёнными являются все виды проходящих и вспомогательных звуков, нижний и верхние вводный, а также хроматизм второго порядка.

Пример фразы построенной полностью на хроматической гамме:

При активном использовании гармонических замен, в быстрых темпах или в свободной импровизации используется игра по хроматической гамме без привязки к обыгрываемому аккорду.

Специфика работы слуха такова, что он все равно обнаруживает ноты соответствующие аккорду, а остальные воспринимает как неустойчивые.

Пример фразы в хроматическом стиле:

»crosslinked«

Добавить комментарий