До и после октавы

Навязанные стереотипы музыкального мышления, которые мы осваиваем из учебников по теории музыки или при обучении в музыкальной школе, очень часто становятся преградой к расширению музыкального восприятия. Думаю, как раз по этой причине у некоторых сложился некий устойчивый стереотип на тему того, что теория ограничивает музыкальную фантазию.

Естественно пытливый, творческий ум не ограничить никакими теоретическими стенами и они ему только помогают структурировать буйство музыкальной фантазии, но иногда инерционность восприятия музыкальных явлений может привести к тому, что на любое явление в музыке творец будет смотреть сквозь привычную схему ее восприятия.

Например, мы так привыкли к мажору, минору и ладам народной музыки, что воспринимаем как догму 7ступенность ладовой системы. Некоторые теоретические учебники даже пентатонику рассматривают, как некий урезанный вариант мажора и минора.

Все это создает большие преграды на пути к расширению музыкального кругозора.

Очевидно, что пентатоника возникла задолго до появления привычной нам системы ладов. Возможно первобытные музыканты имели всего 5 нот, которые получали простым делением струны или столба воздуха на 2. Очевидно, если у вас есть 5 нот, то вы не можете мыслить их, как огрызок от 7 ступенного лада. Представим это в контексте привычного нам мажора. Что если бы кто-нибудь сказал, что мажор это просто хроматическая гамма без 5 звуков?!

Ведь достаточно убрать ноты C#D# F# G# A# и вот мы получили один из 7ступенных ладов. Естественно, что такой подход нам кажется бессмысленным.

Теперь вернемся к истокам.

Очевидно, что первая ладовая структура появляется при наличии даже двух звуков, такой лад мы можем назвать дихордом.

Как вам такое упражнение — попробуйте сочинить, напеть или импровизировать мелодию состоящую из 2х звуков! Вы услышите, что в зависимости от соотношения звуков один из них звучит более устойчиво, чем другой. Так возникает первичная система ладовых соотношений звуков. Однако очевидно, что 2 звука это слишком мало.

Помните, каким был первый интервал обнаруженный музыкантами? Его можно легко получить делением струны на 3 части?

Это квинта — базовый интервал для получения пентатоники.

А в рамках квинты самый естественный вариант движения это 4 звука, то есть тетраход. Именно тетрахорд был первой базовой ячейкой для создания мелодий.

Музыканты не использовали октавное замыкание, характерное для современной музыки, в том числе, по причине того, что октава не была совершенным интервалом.

Чтобы понять о чем идет речь, сделайте следующее: сыграйте привычным всем мажор от 1 ступени до октавного замыкания, но октаву слегка завысте. Вы услышите, что движение лада направлено дальше вверх! То есть оно октавно разомкнуто.

Это одна из причин, по которой до появления тональности и темперированного строя, музыканты повсеместно использовали лады шире октавы. Они просто смешивали 3 или более тетрахордов и получали нужные им варианты звучания.

Сегодня нам это может показаться странным и мы начнем смотреть на эту систему через привычную октавность, но проще всего это мыслить именно короткими отрезками лада.

Кстати, никто не мешает использовать вам трихорды или пентаккорды. Можно например сочетать пентатоники — внизу одна, вверху другая.

Большой плюс неоктавных ладов состоит в том, что они позволяют относительно легко получить модальное звучание без сравнения лада с мажором или минором. Например, 3 тетрахорда

CDEF#

GABC

DEFG

Если применить такой лад в гармонии, то получится, что внизу всегда будет нота F#, а вверху F и рассматривать такой лад через альтерации в этом случае будет бессмыслено.

Кстати, рок и блюз музыканты, как настоящие люди из народа, похоже также отдаленно улавливали эту тенденцию и подсознательно использовали ее. Иначе,как понять распространенность, например, аккорда 7#9. 9 ступень альтерированная конечно же формально, а по сути такой аккорд можно рассматривать, как вариант гармонии в таком сочетании тетрахордов.

Также мы знаем примеры использования в современной музыке 6 ступенного лада (блюзовая пентатоника и ее вариации), что лишний раз доказывает необходимость освоения неоктавных ладов.

Как мы видим, такие структурымогут быть уже октавы (3,4,5,6,7 хорды) –в этом случае организация лада можетбыть основана на симметрии или интервальнойструктуре, а могут быть шире октавы. Такиелады чаще всего получаются сочетаниемпростых структур (чаще всего тетрахордов).

Изучение и использование таких ладовых структур расширяет музыкальный кругозор музыканта и способствует правильному восприятию модальности. В ближайшее время рассмотрим примеры ладов из первой и второй группы, а пока попробуйте поэкспериментировать с ладами, используя полученную информацию

»crosslinked«

Добавить комментарий