Джазовое легато

Джазовое легато

Как известно, каждый стиль музыки имеет свои характерные особенности не только в области музыкального языка, но и области исполнительства.

Кажется очевидным, что музыка Баха и джаз должны исполняться совершенно разными приемами и использовать разные подходы к фразировке, ритмике, звукоизвлечению и т.д

Так как в джазе композитор и исполнитель это в 99 процентах случаев одно и то же лицо, то очевидна важность точного освоения не только теоретического материала, в виде гамм, ладов, ритма, но и практического т. е. исполнительских приемов.

В основе большинства джазовых стилей лежит 2 базовых принципа:

  1. Ритмика
  2. Фразировка

В этой статье мы рассмотрим упражнения, которые позволяют развить оба этих элемента ритмику. Для этого используем джазовое легато.

Что такое джазовое легато?

По сути, это способ исполнения фразы таким образом, чтобы она естественным образом звучало по джазовому, свинговала.

Главная ошибка большинства начинающих импровизаторов, которые пытаются играть джаз состоит в том, что они пытаются исполнять свинг следующим образом:

Буквальное акцентирование ритма по учебнику теории, при котором первая нота играется как сильная, а вторая как слабая является не верным и звучит, как классический пунктирный ритм.

Для того, чтобы понять основу джазового ритма нужно сделать небольшое отступление.

В классическом джазе все доли такта достаточно сильно акцентируются контрабасом. Если к этому добавим ударные и аккомпанемент, то становиться очевидным, что четверти это то место в музыкальном времени, где солист сливается с остальным ансамблем. Поэтому очевидно стремление музыкантов акцентировать не первую ноту в свинговой паре, а вторую, так как в этом месте музыкального времени фактура более прозрачна.

Это основа, которая важная для учебного освоения ритма.

Именно поэтому для проработки джазового ритма используется следующий вариант легато:

Такой подход полезен не только для освоения ритмики, но и базовой фразировки.

Также вы можете использовать нарочитое акцентирование второй ноты без  легато. а первую ноту в группе сознательно динамически нивелировать (ghost):

Рекомендуется играть все упражнения под метроном отбивающий 2 и 4 доли (upbeat).

После того, как вы начнете слышать правильную акцентировку можете уменьшать силу акцента, но сохранять общую тенденцию.

Ну и конечно же не забывайте слушать мастеров свинга. Обращайте внимание на то, как они фразируют и акцентируют ноты в свинговом ритме

»crosslinked«

Добавить комментарий