Идеальная структура (форма) вашего трека

Идеальная структура (форма) вашего трека

Существует ли формула построения идеальной формы музыкального произведения?
И существует ли идеальная форма вообще?

Обычно форму музыкант осмысливает уже после создания произведения, и часто не может объективно оценить, насколько она идеальна, в соотношении с универсальными законами музыкального искусства.

Характерно, что говоря о форме мы чаще используем технические понятия типа мотив, фраза, предложение, но забываем о ее второй стороне — психологической

Давайте подумаем каким целям служит музыкальная форма?
Первый и самый очевидный для любого музыканта ответ будет выглядеть так:

Музыкальная форма организует материал, части произведения, музыкальное время и связывает их в одно целое.

С позиции музыкального искусства это действительно так.
Но ведь музыкальная форма это всего лишь инструмент для передачи содержания.

Форма лишь оформляет музыкальное высказывание таким образом, чтобы слушатель смог его понять.(Sic!)

Это, то о чем часто забывают композиторы, импровизаторы, аранжировщики (хоть и в меньшей мере), авторы песен.

Посмотрите на схему по ссылке.

https://yadi.sk/i/JzFiz53Z3GhCe2

Что мы можем увидеть?

Это конечно же не идеальная схема, но для нас важно следующее:

Если закодированная в музыкальное высказывание идея будет плохо организована в музыкальную форму, то слушатель не сможет ее раскодировать и идея уйдет в пустоту, даже если музыку дослушают до конца.

Для того, что бы музыкальная форма выполнила свое предназначение слушатель должен пройти 3 фазы:

-Запомнить
-Узнать
-Сравнить

Если нет хотя бы одного звена этой цепочки, то форма разваливается.
Рассмотрим подробнее, как работает эта схема.
При проведении музыкального материала необходимо, чтобы слушатель его запомнил.

Для одного материала достаточно 1 проведения, а для другого нужно 3.
То есть сложность или простота музыкально высказывания, уже на первом этапе формирует дальнейшее развитие музыкальной формы.
Если материал запомнен хорошо, то при его повторном проведении или варьировании слушатель проходит вторую стадию узнавания.

Она обеспечивает отдых для восприятия и позволяет лучше понять музыкальную форму и осмыслить музыкальные события.
Очевидно, что если слушатель плохо запомнил материал, то при повторном проведении он узнает его с трудом, а при глубоком варьировании будет воспринимать как новый, что усложнит восприятие/общение.

Сравнение материала происходит при последующих его повторениях. Сравнивается не только исходный материал со своими вариациями, но и новый контрастный материал. Ведь контраст может существовать только по отношению к чему-либо.

Если слушатель воспринимает сложную структуру, например вида ABCDA, в которой A куплет, а B припев, которые он уже слышал (например, в таком изложении ABABCDA), то часть С будет восприниматься, как контраст по отношению к уже известной B, но при первом проведении B будет контрастна A. В случае приведенном выше, именно знакомство слушателя с элементами AB позволяет ввести сразу 2 новых части.

Если же в форме идет непрерывное развитие без всяких повторов, то слушатель воспринимает только контраст, что требует предельной концентрации внимания и ограничивает общее время формы. При таком развитии формы слушатель постоянно находится на первой фазе и третьей фазе, запоминания и сравнения, так как узнавать нечего.
Если же исходить их базовых психологических законов восприятия музыки, то идеальной будет та форма, которая обеспечивает прохождения слушателя через все три фазы.

При этом длительность каждой фазы зависит не только от задумки композитора, но и от стилистики музыки и подготовленности слушателя.
Например, поклонники прогрессив рока могут без труда держать в голове большие построения и сравнивать их с новыми вариантами развития или контрастными частями.

В поп-музыке же задача сводится к зацикливанию слушателя в первых двух фазах — запоминание и узнавание.

То есть, стиль музыки влияет не только на форму, но и определяет способ коммуникации со слушателем.

Добавить комментарий