Использование ритма, как средства организации композиции.

Одной из главных проблем, которую можно наблюдать у современных музыкантов — это, как мне кажется, недостаточное владение музыкальной формой.

С одной стороны современная музыка во всем своем многообразии опирается на достаточно узкий диапазон форм — как правило песенного типа, которые используются практически всеми музыкантами

С другой стороны существует огромное количество приемов работы над формой, которые являются универсальными и могут быть успешно использованы в музыке разных стилей.

Как возможно Вам известно, хрестоматийная проблема авторов музыки, песен — это засилье квадратности (деспотия четырех).

В самой квадратности нет ничего плохого - этот принцип формообразования еще с 16 века являлся главным атрибутом танцевальной музыки, для которой упрощенность и стабильность метра очень важны.
Другое дело когда автор применяет ее необдуманно и лишь только потому, что так нужно.

В этом случае нужно использовать различные приемы расширения, сжатия формы и многое многое другое.

В рамках этой статьи я хочу рассказать о некоторых приемах использования ритма и метра для организации формы не типичным способом.

Такой подход можно использовать в большинстве стилей музыке, в том числе и в танцевальной.

И первый прием который можно выделить - это использование так называемых «метрических диссонансов».

Вспомним, что диссонансом называется звучание тонов, «не сливающихся» друг с другом. Акустически диссонанс возникает из-за несовпадения обертонового ряда звучащих нот.

Если провести аналогию с метром, то диссонанс — это несовпадение ритма и метра, количества тактов и прочие расхождения с типичным движением.
Можно выделить некоторые наиболее очевидные приемы:

Противоречие мотива или фраз и метрической сетки.

В этом случае на ровным метр ( например 4/4) может накладываться фраза длиной 7/8 или ¾ и т.д Если фраза имеет отчетливо выраженную сильную долю и стабильный размер то можно говорит о возникновении полиметрии.

Если же несколько фраз имеют разные размеры, то полиметрии как таковой не возникает и можно говорит о блуждающих акцентах.

Естественно, то полиритмия и полиметрия наиболее очевидные приемы которые относятся к понятию метрического диссонанса.

Широко используется в гемиола то есть наложение 2х дольной пульсации на 3х дольную с последующим разрешением в исходную.

Это создает схему похожую на движение гармонии TSDT, только в области ритма.

Следующий прием, который можно выделить — это использование связки остинато + метрическое постоянство с введением смены размеров на границах построений.

Я бы особо хотел выделить этот прием — так как он звучит очень интересно. И возможно даже запишу видео урок в котором покажу подробно его использование.

Кратко же суть в следующем.

В течении 7-8 тактов используется остинатная фигура — это может быть даже просто движение восьмыми. В кадансах же добавляются нарушающие периодичность предкадансовые такты со сменой размера. Обычно это добавление одной или двух долей либо наоборот «отрезание». Таким образом, на фоне ровного метро-ритмического движения возникает метрический диссонанс в ключевых разделах формы. Естественно, что это может быть подчеркнуто и гармоническими-мелодическими диссонансами.

Такой прием можно услышать у Стинга, Police, Аукцыона, Led Zeppelin и многих других.

По аналогии с метрическим диссонансом также выделяют ритмические устои — то есть максимально ровные фигуры, остинато — появляющиеся в заключительных разделах формы.

Так после использования синкоп, полиритмии и прочих сложных ритмических конструкций — стандартный ритм восьмыми или четвертями будет восприниматься как разрешение, успокоение.

То есть возникает разрешение неустойчивого ритма в устойчивый.

Акцентное варьирование

Также основано на использование максимально ровных ритмических фигур с произвольными акцентами, которые создают ощущение постоянной смены размера.
При этом отсутствует какая-либо однозначная схема распределения акцентов — именно этот подход позволяет в ровном движении создать иллюзию метрической нестабильности.

Особенно эффектно это звучит при использовании с остинатными фигурами в музыке моторного характера.

Ритмическая педаль

Возникает в том случае когда ритмическая фигура не совпадает с фигурой гармонии и мелодии.
Например, на ритмическую фигуру длиной 5 тактов накладывается гармония из 9 тактов.

»crosslinked«

3 thoughts on “Использование ритма, как средства организации композиции.

  1. «Такой прием можно услышать у Стинга, Police, Аукцыона, Led Zeppelin и многих других.»

    В каких композициях?

    Денис Чуфаров Reply:

    Аукцыон Новогодняя песня . B
    lack Dog Led Zeppeling,
    Sting We’ll be together
    Secret Marriage
    Police — Every Little Thing She Does is Magic

  2. > Широко используется в гемиола то есть наложение 2х дольной пульсации на 3х дольную с последующим разрешением в исходную.

    Что такое гемиола, понятно. Есть примеры из поп-/рок-музыки?

Добавить комментарий