Минорная гамма

Видеоурок посвященный разбору трех видов минорного лада. Рассматриваются особенности строения натурального минора,гармонического минора и натурального минора

Минорная гамма или минорный лад — один из самых популярных ладов в современной музыке. Минор имеет широкий диапазон создаваемых образов от меланхолии и светлой грусти до максимально мрачного звучания.

Одна из особенностей минора, состоит в том, что в натуральном виде этот лад не относиться к ладам тональной музыке и максимально близок эолийскому ладу. В тональной же музыке наиболее часто употребляется гармонический минор, который отличается от натурального повышенной 7 ступенью.

Поэтому натуральный минор обладает пасторальным, мягким, народным звучанием и часто используется в современной музыке для создания песен без трагического оттенка.

Гармонический минор за счет наличия в нем интервала увеличенной секунды может иметь восточный оттенок звучания, что очень часто используется современными рок музыкантами.

Существует несколько способов построить минорные лады.

  1. В сравнении с мажорным ладом

Если Вы умеете строить мажорный лад, то для получения минора Вы можете сделать следующее

а) Для получения минора расположенного на той же тонике вам нужно понизить 3,6,7 ступени

Например, возьмем натуральный до мажор

мажорный лад

теперь понизим (то есть спустимся на полтона без изменения названия ноты) 3  ( ми), 6 ( ля) и 7  (си) ступени лада:

минор

получили до минор натуральный.

б) Так как минор и мажор состоят из одних и тех же звуков, то записав мажорный лад от VI ступени получим также натуральный минор. Такие лады называются параллельными.

Так как в до мажоре VI ступень это нота ля, то получим следующие звуки:

ля минор

Еще один вариант — это использовать готовую схему лада. Для натурального минора это

тон+полтона+тон+тона+полтона+тон+тон

И последний вариант это сочетание тетрахордов.

Нижний тетрахорд в миноре всегда не изменен и называется минорным или эолийским:

минорный тетрахорд

в сочетании с фригийским он дает натуральный минор

фригийский тетрахорд

в сочетании с увеличенным тетрахордом получится гармонический минор2016-07-30_14-58-38

в сочетании с мажорным получим мелодический минор

2016-07-30_14-59-37

Мелодический минор имеет неопределенное звучание и часто используется в джазе и даже иногда может называться джазовым ладом. В классической музыке, как правило, в нисходящем движении заменяется на натуральный минор.

Более простая схема разновидностей минорной гаммы

Натуральный минор 1-2-3b-4-5-6b-7b

Гармонический 1-2-3b-4-5-6b-7

Мелодический минор 1-2-3b-4-5-6-7

Как видите, построение минорной гаммы не представляет труда.

3 высказываний к “Минорная гамма

  1. Спасибо, всё ясно и доступно! Единственное что не понял, почему в двойной доминанте ре диез? Разве не си-ре-фа# (за счет повышенной VI ступени), или вместе с фа должна повыситься и ре?

  2. двойная доминанта это доминанта к доминанте.Соответственно доминанта к ми мажору это си-мажор.Но в миноре может также встречать аккорд IIm — однако он более характерен для дорийского лада

  3. Ясно, спасибо — я неправильно думал, что при построении двойной доминанты сохраняется тональность тоники.
    Кстати в первой встречающейся двойной доминанте описка — там ля закралась)

Добавить комментарий