Секстаккорд

Секстаккорд

Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда.

Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.

Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия.

То есть трезвучие у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.

Например, секстаккорд для трезвучия Am:

Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название.

Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.

Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:

Поп-музыка

В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.

В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.

В современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.

Так как в обозначении аккорда используется цифра 6 без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.

Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:

NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:

буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.

Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:

Am(m6):

По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.

Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.

Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.

Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V

Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:

Современная музыка

Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию.  Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.

Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима.

Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:

то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am75, B79.

Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:

Неаполитанский секстаккорд

В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:

Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.

Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.

Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.

Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)

Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.

Итальянская секста

Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:

Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд.

Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6

Французская секста

Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.

Германская секста

Здесь вместо ноты D используется нота Eb:

Добавить комментарий