Универсальные принципы создания контрапункта

В преддверии выхода обучающего курса-тренинга по полифонии, продолжаю серию материалов по раскрытию базовых понятий и принципов использования полифонии в современной музыке.

Сегодня я хотел бы сформулировать универсальные принципы, соблюдение которых позволит любому композитору и аранжировщику без проблем соединять 2 или 3 мелодии между собой.

Для того, чтобы понять как работают эти принципы нужно зрить в корень :)

Что необходимо для того, чтобы соединить 2 мелодии между собой?

Я думаю, вы согласитесь, что мелодии должны быть согласованы, то есть обладать единством в совместном звучании. Иначе мы могли бы соединить 2 любые мелодии и объявить это полифонией.

Однако сформулировав 1 принцип мы сразу же отметаем такую возможность.

1 принцип не работает сам по себе. Так как очень легко понять, что согласованность мелодий может так же не образовывать полифонии.

Возьмем мелодию и добавим к ней полностью согласованную мелодию, которая будет отличаться от исходной только высотой. Допустим она будет звучат выше на терцию.

Естественно, что полифония в таком случае также не возникнет — мы получим полное дублирование ( не путать с гетерофонией).

Значит для образования полифонической ткани необходимо, чтобы мелодии не только были согласованы, но и отличались друг от друга, то есть были контрастны (это действует для контрастной и имитационной полифонии).

2 принцип — мелодии должны быть контрасты.

Даже простейшее соблюдение данных принципов поможет вам в создании простейших контрапунктов.

Также важно обозначить значение вертикали и горизонтали в полифонии, как конкретных носителей единства и контраста мелодий.

Горизонталь обеспечивает контраст и разграничение.
Вот лишь часть универсальных принципов:

  • Диссонансы звучат рельефно
  • Долгий звук на фоне движения более мелкими длительностями воспринимается ярче
  • Консонансы объединяют ткань в кадансах и смягчают контраст

Вертикаль обеспечивает слияние и единство.

Принцип комплементарности важнейший из всех, который позволяет создать ощущение движения единой мелодической ткани. Остановка движения в одном голосе дополняется движением в другом. Также очень часто это сочетается с несовпадением кадансов.
Единство голосов также обеспечивается гармонией. Чем лучше гармонический каркас полифонии тем лучше сама полифония. По сути, образование полифонического единства основано на умении выстраивать гармонию не теряя индивидуальность мелодии. Большая часть технических правил полифонии относиться к чистоте и правильности гармонии.

Базовые принципы контрастирования основаны на общих закономерностях мелодики.

  • Контраст ритма
  • Контраст плавного движения и скачков
  • Контраст в направлении движения голосов
  • Контраст в размещении цезур
  • Контраст кульминаций — положение верхнего и нижнего звука мелодии
  • Контраст регистров — в аранжировке, инструментовке
  • Контраст типов мелодий — фигурация, речитатив, кантилена
  • Контраст лада — полимодальность
  • Контраст тональностей — политональность

С практической точки зрения очень полезно понять и проработать каждый из видов контраста не забывая о принципах единства. Нужно помнить о том, что каждый из обозначенных принципов находиться в непрерывной связи с другими, что и обеспечивает высокий уровень полифонической техники композитора.

Для того, что бы почувствовать работу этих принципов в единстве проанализируйте несколько классических вариантов полифонии, обращая пристальное внимание на соблюдение базовых принципов.

Затем попробуйте выделить один прием и создать простейший контрапункт.

Например, контраст ритма можно проработать без интонационного наполнения, а затем уже сочинить мелодию на основе ритмического каркаса.

Удачи вам в освоении полифонии!

»crosslinked«

Добавить комментарий