Хук и повторения при создании песен

Как Вам, наверное, известно большинство современных песен построены на технике повторения простых ритмо-мелодических оборотов. Очень часто такие короткие обороты в сочетании со словами или ритмослогами называют хуком (например, фраза Billy Jean в припеве песни Майкла Джексона).

Многие авторы песен в погоне за красивой мелодией забывают о повторениях, слишком увлекаются мелодикой широкого дыхания, скачками. В результате такую мелодию слушателю довольно тяжело напеть и. как следствие. запомнить, по причине интонационной перенасыщенности. Это не значит, что вся мелодия должна быть построена на одной ноте, но основная идея должна быть легко напеваема. Как пример, интонация в песне Группа Крови — группы Кино. Фраза припева очень легко поется и запоминается.

Еще пример: хит всех времен Yesterday запоминается по хуку – это первая фраза yesterday в диапазоне секунды (любой может спеть).

Здесь, как и в любом искусстве, меньше, чаще всего значит, лучше, поскольку использование большого диапазона очень сложная композиционная техника, недоступная большинству сонграйтеров.

С точки зрения классификации повторов в песне можно выделить следующие:

  • Музыкальная фраза и текст повторяются неизменно – это значит, что при повторении мелодической фразы мы используем те же самые слова.
  • Музыкальная фраза повторяется с изменением слов – наиболее популярный способ взаимодействия текста и музыки.
  • Слова повторяются с разными музыкальными фразами

Для популярной музыки никогда не бывает слишком много повторений. Если Вы думаете повторить или не повторить, то лучше повторите (хотя здесь конечно нужно следовать разумному распределению ресурсов). Большинство хитов основаны на повторениях – слов, мотивов, ритмов и т.д.

Есть несколько простых правил использования повторяющихся слов и фраз.

Если песня в медленном и умеренном темпе, то предпочтительно использовать фразу с названием песни или любую другую хуковую фразу.

В быстром темпе эффективнее использовать разного рода ритмослоги. Для английского языка это sha-na-nas, tra-la-las, and doo-wop-doo-wops и т.д. В русском языке на-на-на, ла-ла-ла и т.д. Это могут быть окончания строчки припева или куплета.

Три составляющих идеального хука:

  • Танцевальный или пульсирующий ритм
  • Мелодия, которая застревает в сознании после первого прослушивания
  • Текст, который двигает сюжет вперед

Практика.

Очень полезно с точки зрения развития навыков сонграйтинга слушать музыку, анализируя ее на наличие хуков.  Слушайте песни, во всех возможных стилях, концентрируясь только на хуках, так как будто в песне нет больше ничего. Такой анализ развивает мышление хуками.

Также как и импровизатор накапливает библиотеку фраз, автор песен должен создавать копилку идея для создания хуков. Вы можете даже завести отдельную тетрадь или файл в компьютере, куда будете фиксировать все хуки, которые покажутся Вам интересными. Обязательно напишите характеристики хука – мелодический, ритмический, текстовый – количество повторений.

Любой хук должен отлично восприниматься без аккомпанемента и аранжировки. Поэтому обязательно пойте ваши хуки только голосом. Анализируйте насколько они просты и доступны для восприятия обычного слушателя.

Как правило, в песне сочетаются всегда несколько хуков, которые повторяются и накладываются друг на друга. Так образуется характерная для современной музыки полифония остинатных линий. Хуки могут быть в партии аккомпанемента, риффы, бэки, партии синтезатора в сочетании с вокалом. Чем больше таких хуков сосредоточено в одной песне, тем больше шансов у этой песни стать хитом.

Эффективна, с этой точки зрения, техника написания песни на риффовой основе. Хороший рифф сам по себе довольно запоминаемый элемент песни, а в сочетании с вокальным и текстовым хуком получается просто взрывной механизм. Кроме того, использование риффа в куплете позволяет решить распространённую проблему – незапоминаемость куплета. Если куплет основан на риффе, то слушатель намного лучше его запоминает и концентрируется на песне, чем в том случае, когда куплет это простое дополнение к припеву.

»crosslinked«

8 thoughts on “Хук и повторения при создании песен

  1. Всё правильно написано — чем больше хуков, тем лучше. Но главное также не переборщить. И текст должен быть органичен с музыкой и иметь свои хуки — ударные слова или фразы. Создание хука — это целое искусство, которое приходит с опытом. Спасибо за статью!

  2. Разные у меня эмоции возникли после такой статьи. Согласна с Вами, что хук — действительно запоминающаяся вещь, делает песню популярной. Но надолго ли? Знаете, бывают такие хуки типа «мама Люба, давай, давай, давай», которые привязываются, но петь-то их совсем не хочется, потому что по сути песня не нравится. Так вот покрутится в голове этот хук, а на следующий день забудется. А та же «группа крови» уже не первый десяток лет популярна. Это просто дело вкуса, может быть, но я люблю для души музыку, а не всякие тыц-тыц ла-ла-ла

Добавить комментарий