• Корзина пуста.

Лидийский лад

Лидийский лад является ладом мажорного наклонения и состоит из двух  тетрахордов. Первый тетрахорд можно назвать целотоновым – его формула б2+б2+б2.

Второй тетрахорд аналогичен верхнему в мажоре б2+б2+м2.

Этот лад можно получить, сыграв мажор от 4 ступени, либо повысив в натуральном мажоре 4 ступень. Лидийский  является параллельным для дорийского лада 

Лидийский лад является самым мажорным по звучанию поскольку находится в сфере двух мажоров тонического и доминантового.
Формула  лада – Т- Т-Т-ПТ-Т-Т-ПТ

Звучание лидийского лада очень светлое, но в тоже время неразрешенное и ярко модальное, поскольку слух воспринимает 4 ступень как вводную. В современной музыке лидийский лад активное используют различные фьюжн ансамбли и конечно же Steve Vai очень любит этот лад.

Однако одним из первых в роке его начал использовать Hendrix.
Фрагмент соло построенного в лидийском ладу

1

Характерные интервалы лидийского лада это увеличенная кварта на первой ступени и уменьшенная квинта на IV. Вообще, как и для любого другого лада, для лидийского характерно заострение ступени, отличной от натурального мажора. Такие интервалы, как большая терция на II ступени или квинта на 7 несомненно создают лидийское звучание.

Гармония лидийского лада 

В основных аккордах лидийский лад отличается субдоминантой, которая является уменьшенным трезвучием, что позволяет использовать ее для создания необходимой гармонической окраски. Кроме того, мажорное трезвучие II ступени и минорное VII при разрешении их в тонику создают лидийское звучание.

Если построить на I ступени лада  maj7♯11  или ♯11

то получим так называемый лидийский аккорд. В джазе так называют аккорд, в котором присутствует 11# ступень. Его описывают, как “красивый и очень современный”.

Также О. Мессиан упоминал  о том, что лидийская кварта более естественна для слуха, поскольку является обертоном, а обычная четвертая ступень нет. Поэтому в музыке эпохи барокко иногда встречалось дублирование в ундециму. Такие аккорды, как m9 на III ступени или maj на 5 очень часто используются в современной музыке, как гармонический подклад для лидийской мелодии.

Импровизация 

В плане импровизации лидийский это уникальный лад, так как он лег в основу так называемой целого метода модальной импровизации. Он называется Лидийская Хроматическая Концепция (автор Джордж Рассел ).

Это довольно громоздкая система, которая однако возможно будет интересная для изучения темы ладов и аккордов с необычной стороны.

Если изложить очень кратко, то она основана на различных изменениях одного лада и работы с ним для обыгрывания разных аккордов и создания модального звучания. Это конечно тема целой книги, возможно позже сделаю на нее обзор. В основном же лидийский лад используется для обыгрывания maj аккордов

Использование в композиции

Очень часто в современной музыке лидийский лад используют для создания секвенции, которые повторяются много раз. Такой подход использован, например, в этой песне (найдите в каком фрагменте самостоятельно)

video
play-sharp-fill

Лидийский лад можно использовать для создания сказочного, волшебного звучания. Очень хорошо он звучит на статичные аккорды. Также, при определённых условиях (инструментовка, гармония), он может создавать этническое звучание.

Послушать: Главная тема из Simpson

24.10.2021

3 комментарий (-ев) к статье "Лидийский лад"

  1. Спасибо ,Денис,за труд!Часто обращаюсь к вашим статьям и всегда нахожу что-то новое.

  2. Жаль, отсутствует фрагмент “соло Джимми Хендрикса”

  3. послушайте Led Zeppelin: Dancing Days,

Добавить комментарий для llaa Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture