• Корзина пуста.

Принцип повторения в музыкальной форме

Принцип повторения в музыкальной форме

Приветствую Вас!

Изучение музыкальной формы и синтаксиса, невозможно без обсуждения принципов развития. Несмотря на то, что большинство из этих принципов кажутся очевидными, многие музыканты допускают ошибки при их применении в творчестве.
 В этой серии статей попробуем разобраться, как работает музыкальная форма (структура) и как вы можете ее улучшить с помощью простых приемов.

Первый, базовый принцип формообразования это повторение.
В нашей речи мы используем повторения для привлечения внимание собеседника, чтобы закрепить информацию в его сознании или акцентировать внимание. Вспомним мантры или молитвы. Их сила воздействия основана именно на многократном повторении. В музыке это работает немного по другому. Любое экспонирование (то есть показ) музыкального материала не позволяет слушателю в достаточной мере осознать высказывание и его смысловые оттенки. При этом важную роль играет плотность музыкальной мысли.
Например, если вы используете 4 аккорда в 8 тактовом периоде, то он требует повторения. А если вы используете по 1 аккорду на каждую долю, то повторения здесь будут излишни. То есть можно вывести такую формулу: чем проще высказывание, тем сильнее оно требует повторения и наоборот. Смысл этого закона основан на восприятии звукового потока слушателем, но в этой статье мы не будем его касаться. Итак, повторение это один из вариантов создания формы или элемента синтаксиса.

Как это использовать в творчестве?
Здесь есть 2 крайности, которых стоит избегать.
1) Бесконечные повторения

Золотой закон – повтори 3 раза, но не 4 это панацея для большинства проблем с повторениями. И опять же здесь работает психология.

1 проигрывание — привлекает внимание, излагает новую мысль, которую слушатель осмысливает

2 повторение — выстаивает иерархию типа AA, слушатель обращает внимание на детали и запоминает материал

3 повторение — слушатель уже знает материал и выстраивает цепочку типа AAA и ожидает завершения музыкальной мысли.

Если же вы вводите 4 повторение, то цепочка импульс — движение — завершение нарушается и форма становится аморфной и нединамичной.

В свою очередь, повторения можно подразделить на следующие виды:

Буквальное повторение

Самый простой вид развития. После показа темы сразу же следует ее повтор. Повторение подряд более крупного и относительно законченного построения или всей формы целиком считается за одну часть.

Репризное повторение

Более прогрессивный принцип использования повторений. В простом виде мы находим его в песенной форме, когда после припева повторяется куплет. Но сам принцип можно использовать и в свободном виде. Например можно построить форму так:ABACBA

Здесь мы видим репризное повторение частей А и B. Ошибка, которую допускают композиторы это избегание повторений. Часто музыкант воспринимает свои мелодии, как очень простые для восприятия и не требующие повторений. Однако современные жанры не предполагают использования более 2-3 самостоятельных мелодий в рамках одной формы длиной 4-5 минут. Именно в таких формах (временно ограниченных) важна роль повторений.

Простота повторений приводит к их неправильному использованию в практике композитора. Помните простое правило 3+1, а также всегда следите за сохранением баланса между повторениями и контрастом, тогда ваши композиции будут логичны и совершенны не только по содержанию, но и по форме. В следующей части рассмотрим более сложные принципы формообразования.

06.06.2022

0 комментарий (-ев) к статье "Принцип повторения в музыкальной форме"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture