• Корзина пуста.

Уроки гармонии. Золотая библиотека последовательностей. Часть1

Как и обещал в предыдущей статье делаю подробнейший обзор на самые популярные аккордовые последовательности. Эти последовательности обязан знать каждый музыкант, независимо от того в каком стиле он играет. Каждая из этих последовательностей встречается в сотнях различных песен и после их освоения,  Вы сможете идентифицировать эти последования в любой песне.

Итак начнем.

1. Последовательность 50 или doo-wop

Формула последовательности I-VI-IV-V или C-Am-F-G для С мажора. Обычно каждый аккорд длится такт или два в зависимости от темпа песни. Это мажорная последовательность была широко распространена во времена раннего рок-н-ролла. Первая песня, которая приходит на ум это несомненно Pretty Women.

Как видите, эта последовательность основана на простом принципе расширения тонической функции в полном функциональном обороте.

Вариации этой последовательности встречаются в нескольких разновидностях. Кроме различных повторений, очень часто меняют местами аккорд IV и VI ступени и тогда последовательность приобретает вид I- IV- VI -V. Такого рода последование нарушает логику движения функции и звучит более диатонично. Классический пример использования такого оборота песня More Than a Feeling группы Boston.

Кроме того очень часто аккорд S заменяют на его минорный аналог и получается: I  – VI – II – V

Такая последовательность используется в песне Radiohead No Surprises

2. Андалузская каденция
Очень популярная  последовательность, используемая для создания испанского звучания. В классической музыке также носит название фригийский оборот по названию тетрахорда, на ступенях которого эта последовательность построена. В рамках тонального мышления, данный оборот содержит противоречащий правилам оборот D – S.

Поскольку в основе фламенко лежит модальность, то очень сложно идентифицировать ступеневую направленность данной последовательности (либо мажор либо минор). В зависимости от мелодики, гармония может тяготеть как последнему трезвучию, так и к первому минорному аккорду. Хотя есть случаи применения этой последовательности в мажоре, все же это минорная последовательность.

Основные вариации, которые встречаются здесь, это замена на минорные аккорды и смена порядка следования аккорда. Также для усиления тонального начала последний аккорд можно заменить на септаккорд, а также добавить надстройки к основным аккордам.

Примеры использования:

Hit the road Jack  Ray Jarles

God Bless the Children of the Beast  Motley Crue 

Innuendo  Queen 

Stray Cat Strut  Stray Cat 

Видоизмененные варианты с перестановкой аккордов:

Don’t Speak  No Doubt

Big in Japan  Alphavill 

3. Backdoor каденция

Так в джазовой гармонии называется оборот II – bVII,как противопоставление стандартной джазовой каденции II-V-I.

За счет появления аккорда bVII данный вид последовательности имеет плагальное звучание и может использоваться как для завершения построения,так и для отклонения в тональность одноименного минора (кроме того, весь оборот можно трактовать как дорийский).

Известные песни

 Beatles In My Life и If I Fell.

Чаще всего используется как оборот, а не как основа для целой песни.

4. Bird Progression или последовательность Чарли Паркера

Это последовательность выкристализовалась в блюзах Паркера и представляет собой джазовый вариант блюзового квадрата с внедрением  в него секвенции оборота II-V

Один из вариантов

| I | viiø / III7 | vi / II7 | v / I7 |
| IV7 | iv / ♭VII7 | iii / VI7 | ♭iii / ♭VI7 |
| ii | V | I / VI7 | ii / V ||

Или по Bb

BbMaj7 | Amin7♭5 / D7 | Gmin7 / C7 | Fmin7 / Bb7 |
| Eb7 | Ebmin7 / Ab7 | Dmin7 / G7 | C#min7 / F#7 |
| Cmin7 | F7 | BbMaj7 / G7 | Cmin7 / F7 ||

Как видите от блюза сохранилось 12 тактовость и доминанта в 9-10 тактах

Применение: любой блюз Чарли Паркера

5. Квадрат или круг (в Америке) аккордов

Движение аккордов по квинтовому кругу (последовательность квинт), простейший пример VI – II – V – I. Если выписать нотами в нисходящем движении, то получим

Полный круг в рамках диатоники

I-IV-VII -III-VI-II-V-I

Такое движение гармонии можно найти в сотнях джазовых стандартах и доклассической музыке (например,у Баха и Вивальди). Вариации касаются изменения качества аккордов (например, все могут быть септаккордами), либо повтором звена со смещением на полутон вверх или вниз.

6. Последовательность Колтрейна или Giant Steps Changes

Эта уникальная аккордовая последовательность повлияла на многие джазовые пьесы второй половины XX века. Ей свойственны как черты джазовой гармонии,так и тональная неопределённость авангарда. В рамках данной статьи я лишь дам краткий обзор,а позже сделаю подробный разбор этой “магической” последовательности.

Выглядит она так

BM7* D7 | GM7* Bb7 | EbM7* | Am7 D7 | GM7* Bb7 | EbM7* F#7 | BM7*

Основная идея этой последовательности перемещение стандартного звена II-V-I, по звукам увеличенного трезвучия вниз, что Вы и можете наблюдать в приведенном примере.

]]>

10.04.2021

13 комментарий (-ев) к статье "Уроки гармонии. Золотая библиотека последовательностей. Часть1"

  1. спасибо большое за урок, а скажите можно ли пускать мелодию или аккомпанимент по надтройкам или нежелательно?

  2. Все зависит от стилистики в которой Вы работаете,а также от того какого рода надстройки будут применяться: диатонические или хроматические.Диатонические надстройки обычно очень хорошо звучат и украшают и мелоодию и аккомпанемент,а вот с альтерациями все сложнее,поскольку необходимо очень тщательно следить за голосведением иначе все рассыпется.Посмотрите стандарт Desafinado там как раз использованы хроматические надстройки,как основа интонации

  3. Очень полезная статья как раз тем что приведены ссылки на материал где все это применяется Самое слабое место, по моему мнению, учебных пособий -это как раз отсутствие примеров

  4. Подскажите а что значит косые палочки, это “или” или “в одном такте”?

  5. Это полтакта либо два аккорда в такте( например в 3/4)

  6. Моё почтение, очень хочется прочитать статьи на сайте, но увы случайно удалил письмо с паролем, а функция восстановления пароля не работает. Пишет “Недоступен сервер mail” . Возможно ли выслать такое письмо заново или зарегестрироваться заново?
    P.S позже регистрировался еще на один ящик, но письмо не пришло вообще 🙁

    • Иногда сервер подтормаживает.Просто попробуйте позже еще раз получить пароль.Если не получиться напишите мне я попробую через админку исправить

  7. Та же ошибка ” Сообщение не удалось отправить.
    Возможная причина: сервер не поддерживает функцию mail()…”
    буду благодарен за исправление через админку

  8. Можно ли уточнить с какой именно ступени начинается Backdoor каденция со II или IV? Потому что на рисунке со II, в сводной даблице http://study-music.ru/svodnaya-tablica-akkordovyx-posledovatelnostej/ в буквенной расшифровке тоже со II, но в тексте написано что backdoor – это оборот II-V,только от IV. Так как же его правильно понимать?

  9. Backdoor это II-VIIb – сейчас проверю где вкралась ошибка

  10. В песне Beatles – If I Fell есть только одно место похожее на Backdoor, это последние аккорды песни Gm-C-D, что соответствует IVm-VIIb-I, но на IV ступени должен быть мажорный аккорд. Значит ли это то, что для Backdoor каденции IV ступень игратся минорным аккордом?

  11. В пункте № 5.Квадрат или круг( в Америке) аккордов, можно привести как пример композицию Gloria Gaynor – I Will Survive

  12. Я просто не уточнил. Действительно backdoor может быть также выражена, как IV – VIIb один. То есть главные признак этой каденции наличие VIIb ступени и одного из аккордов S функции. Таким образом здесь Gm и есть аккорд S функции из одноименного минора

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Hide picture