Сольфеджио

Привет!

В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое сольфеджио с позиции обычной деятельности человека, что не является сольфеджио, для чего нужно сольфеджио и как им правильно заниматься.

В первую очередь проведем демистификацию понятия. Название, как и многие музыкальные термины происходит из итальянского языка, в котором solfeggio буквально означает названия нот «соль» и «фа». На английском сольфеджио так и называется solfa.

Давайте подумаем о чем нам это говорит? Почему названия нот обозначаются дисциплину?

Здесь все очень просто – название подразумевает, что основная задача сольфеджио состоит в том, чтобы научить нас называть ноты и конечно же правильно их петь! Что является единственным возможным способом контролируемо развивать слух.

То есть, сольфеджио это дисциплина, которая учить нас петь ноты, петь по нотам, читать ноты и петь, читать ритмы и хлопать их или воспроизводить с помощью звуков и записывать звучащую музыку на ноты.

Многие путают понятия сольфеджио и теории музыки по одной простой причине. В музыкальной школе эти предметы преподаются совместно и очень часто для удобства предмет просто называют сольфеджио, хотя правильно он называется сольфеджио и этм. В результате чего некоторые иногда говорят, я не помню, как называется этот аккорд мне нужно повторить сольфеджио. Это абсолютно не верно, так как сольфеджио это исключительно практическая дисциплина, главная задача которой состоит в том, чтобы развить ваш музыкальный слух.

Вторая ошибка, которую многие допускают состоит в том, что они забывают о практике, а сольфеджио без практики не приносит никакой пользы.

И здесь мы подходим к одной из самых важных причин, по которой многие не любят сольфеджио.

Когда мне было 6 лет, то большая часть окружения моих родителей и они сами твердо настаивали на моем обучении в музыкальной школе, так как все вокруг меня были профессиональными музыкантами. И так как я уже бывал на уроках сольфеджио, в качестве наблюдателя, то единственная причина по которой я не хотел идти в муз школу было именно сольфеджио! Петь при посторонних людях, да я и петь то не умею, брррр, ужаc….

Тут важно понять, что голос это ваш ключ к развитию слуха и освоению материалов курса сольфеджио.

Сольфеджио помогает нам выучить и освоить важнейшие аспекты музыкального языка. Для любого языка этих аспекта 4:

  1. Говорение
  2. Чтение
  3. Слушание
  4. Письмо

В музыке их также 4! Говорение это не что иное как умение воспроизводить или петь нот. Чтение нот это умение их читать на инструменте и голосом. Слушание это умение слышать интервалы, ритмы, аккорды. Письмо это умение записать услышанное или придуманное!

Как вы думаете, можно ли освоить язык без какого либо из этих 4 пунктов?

Например, уметь читать, писать, слушать, но говорить?

Очевидно, что нет! В музыке тоже самое. Ученые давно доказали – все, что вы можете спеть вы можете сыграть, если вы что-то не можете спеть, то и сыграть хорошо у вас это не получится.

Конечно, кроме пения, для развития слуха нужно выполнять и упражнения на слуховой анализ, писать диктанты, работать над развитием чувства ритма. Поэтому если посмотреть более глубоко на сольфеджио, то можно увидеть, что внутри самой дисциплины существует несколько групп, например таких как развитие мелодического и тонального слуха, развитие гармонического слуха, навыки записи музыкальных диктантов, развитие ритмического слуха, а также ансамблевого слуха, внутреннего слуха.

Как видите здесь не все так просто, как может показать на первый взгляд!

Может возникнут закономерный вопрос, а как развивали слух известные музыканты, которые не занимались сольфеджио?

И ответ здесь достаточно простой, но он мало кому понравится, но что ж…

Если вы читали биографии известных музыкантов, то скорее всего знаете, что они очень много времени потратили на съем чужих композиций. По сути, это и есть занятия сольфеджио, только в очень неэффективном, кустарном виде.

Почему: спросите вы?

Целенаправленные занятия по сольфеджио дают результаты уже через 1 год обучения. Для того, чтобы развить слух до такого же уровня занимаясь методом съема вам понадобится, 2-3, а может и больше лет. При этом, если снимать музыку бессистемно и не записывать ее на ноты, то КПД будет еще ниже.

Поэтому очевидно лучше потратить 2-3 года на занятия по сольфеджио, чем 5—6 лет снимать музыку.

Итак, надеюсь, что после прочтения этой статьи вы лучше поймете в чем разница между сольфеджио и ЭТМ, почему нужно заниматься сольфеджио и начнете практические занятия по развитию вашего слуха.

Удачи!

Добавить комментарий